Во многих цивилизованных странах подвешивание зажи- во было, похоже, распространено гораздо шире, нежели по- гребение заживо, по той, возможно, причине, что первый способ позволял растянуть пытку на куда большее время. Он был излюбленным методом казни на Ямайке и других остро- вах Вест-Индии. Эдварде пишет о двух. преступниках, заме- шанных в убийстве в долине Боллардс, которые были подве- шены заживо в кандалах в Кингстоне и оставлены умирать голодной смертью. И пока не наступил конец, вокруг висе- лицы собирались люди и переговаривались с убийцами. Об этом же случае упоминает Стивен, который отмечает, что непосредственно перед казнью преступников по их просьбе щедро и обильно накормили, один протянул семь дней, вто- рой — девять.0н также пишет, что в Доминике вожак вспыхнувшего в 1788 году мятежа по имени Балла был под- вешен заживо и умирал целую неделю. В 1759 году в Сан- Юстатии (St. Eustatia) осужденного за убийство негра под- весили заживо в кандалах и оставили на виселице под паля- щим солнцем. Тринадцать дней он терпел ужасные муки и беспрестанно молил душераздирающим голосом: «Воды, воды!». Подвешиванием заживо на виселице иногда казнили ра- бов в Суринаме. Этот метод был столь же изощренным, сколь и дьявольским. На боку преступника между ребрами делали разрез и в рану вставляли железный крюк, после че- го подвешивали его на цепи со свисающими вниз головой и ногами. Жестокость подобной пытки описать невозмож- но, утверждали, что смерть наступала не менее чем через три дня. Согласно автору статьи в «Уанс э уик» (май 1866 года), в музее изящных искусств в Кингстоне экспонировалась же- лезная клетка, в которую заключали преступников,пригово- ренных к подвешиванию заживо. Перед этим их раздевали догола.Когда была сделана эта находк, в клетке находился женский скелет, который и был доставлен в музей вместе с самим сооружением.Клетку с запертым в нею преступни- ком вешали на прочную ветвь дерева, оставляя жертву уми- рать от голода, жажды и истощения. Поскольку данное ору- дие пытки представляет собой один из примечательнейших образчиков такого рода приспособлений, я воспроизвожу изображение клетки, которая, судя по всему, была сооруже- на, вокруг узницы, и ее описание. И то и другое заимствова- ны из «Уанс э уик». «Вокруг колен, бедер и талии, под мышками и вокруг шеи почти вплотную к телу склепывались железные обручи. Они, в свою очередь, скреплялись между собой железными скоба- ми, идущими от бедер и соединявшимися в центральной точке над головой. Ноги окружали и поддерживали железные пру- тья, в самой нижней части прикрепленные к пластинам, напо- минавшим старомодные стремена. На них могли бы опираться ступни, если бы конструкцией данного орудия пытки, по срав- нению с которой само распятие кажется вполне терпимым, в этих пластинах не предусматривалось по три остро заточен- ных шипа, впивавшихся в подошвы жертвы. Единственную опору, таким образом, ее тело, пока в нем сохранялись силы и теплилась жизнь, находило в узкой дуге, проходящей меж- ду ног от передней полуокружности размещенного вокруг та- лии обруча к задней. На обруче под мышками укреплялась па- ра наручников, которые не давали жертве возможности даже пошевелить руками, а в месте соединения скоб над головой — прочный крюк. За него и подвешивалось все сооружение с за- ключенным в него узником». Хотя существуют неопровержимые свидетельства того, что подвешивание заживо практиковалось в Британской Вест-Индии, относительно его применения в самой Англии их удивительно мало. Многие авторы категорически отрица- ют даже предположение, что оно когда-либо имело место во- обще. Иконечно, нет никаких официальных данных, в кото- рых бы упоминалось о подобных приговорах, даже если они когда-либо и выносились. Однако в работах по истории и со- циологии встречаются ссылки на подобную практику. Самую важную содержит такой надежный и достоверный источник, как историк Холиншед, который пишет: «Но если его нахо- дят виновным в преднамеренном убийстве, совершенном со злым умыслом или с целью ограбления, то его подвешивают заживо в цепях близ мест преступления (либо предваритель- но из сострадания подвергают повешению за шею на веревке) и оставляют до той поры, пока кости его не превратятся в прах». Корреспондент «Ноутс энд куайериз» (четвертый выпуск, том XII, с. 298) цитирует заявление Четтла о том, что «в прошлом существовала такая необычная форма пытки, как подвешивание заживо в цепях виновных в умышленном убий- стве». Другой корреспондент того же журнала (четвертый выпуск, том XI, с. 83) пишет, что в 1777 году знаменитый разбойник с большой дороги Джон Уайтфилд был подвешен заживо на горе Баррок, на окраине Карлайла. «Рассказыва- ют, — отмечает автор, - что так он висел несколько дней, оглашая окрестности душераздирающими криками, пока про- езжавший мимо кучер почтовой кареты не прекратил эти страдания, пристрелив его из жалости». В «Шотландском историческом обозрении» (апрель 1905 года, стр. 226) при- водится имевший место в Шотландии случай «Джона Дэвид- сона, который за пиратство был приговорен 6 мая 1554 года к "подвешиванию в цепях" на столбе у отметки уровня подъ- ема воды во время прилива на побережье близ Лейта, где он и скончался». В 1383 году произошел примечательный случай приме- нения пытки путем подвешивания заживо. Человеком, ко- торого казнили столь необычным способом, был ирланд- ский монах, который явился ккоролю РичардуII и обвинил герцога Ланкастерского в измене. Пытали же его следую- щим образом: «Лорд Холлэнд и рыцарь сэр Генри Грин по- вязали этомумонаху на шею шнур, свободный конец кото- рого закрепили на его половых органах. Затем они подве- сили его за этот шнур и положили ему на живот валун, вес которого и собственного тела причинял ему удушье и муки, так как, помимо боли в половых органах, у него начал с громким хрустом ломаться позвоночник, и под этими тре- мя пытками он окончил свою злосчастную жизнь. На сле- дующий день его мертвое тело проволокли по всему городу с тем, чтобы он сполна расплатился за свою ложь и изме- ну». Подвешивание заживо, очевидно, была известно и в Герма- нии. Судя по свидетельству Морисона, оно там принимало изощренно зверские формы. «Близ Линдау (Lindau) я видел преступника, подвешенно- го в цепях на виселице, к его ступням были привязаны огром- ные собаки, с тем, чтобы, изголодавшись, они могли пожирать плоть, злодея, пока он сам не умер голодной смертью. Во Франкфурте я видел, как таким же способом казнили ка- кого-то еврея».
|