Millennium
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 148
Главная » 2008 » Январь » 4 » Бермундский треугольник (глава 2).
Бермундский треугольник (глава 2).
10:29

Но особенно много людей погибает при катастрофах пассажирских кораблей и паромов. Среди знаменитых кораблекрушений XX века - гибель пароходов "Берлин", "Титаник", "Эмпресс оф Айрленд", "Истленд", "Адмирал Нахимов".

Столкновение "Титаника" с айсбергом в Атлантическом океане в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. многократно описано в разных изданиях, поэтому я ограничусь лишь статистикой. На "Титанике" в эту ночь находилось 2207 человек, а 16 спасательных шлюпок и 4 плота корабля были рассчитаны на 1178 человек. То есть свыше тысячи человек были заранее обречены на гибель в случае возможной катастрофы *. Погибло же еще больше - 1500 человек. Из 1178 мест, имевшихся в спасательных шлюпках, оказались заняты 711. Более 400 жертв добавилось из-за того, что руководство "Титаника" не сумело провести спасательную операцию организованно.
Подробнее...

Весьма поучительно посмотреть, как распределился по процентам "классовый" состав спасшихся. 63 процента - это пассажиры первого класса, 42 процента - второго и только 25 процентов - третьего класса. Из 706 человек, находившихся на промежуточной палубе "Титаника" (в основном это были бедные переселенцы, плывшие в США в поисках лучшей доли) в живых осталось лишь 178. Некоторые газеты писали, будто команда парохода мешала пассажирам третьего класса выбраться из чрева судна на верхнюю палубу и попасть в спасательные шлюпки. Но эта сенсация дутая. Пассажирам никто не мешал. Просто им никто не сообщил, что "Титаник" тонет. Офицеры и команда парохода предоставили пассажиров третьего класса самим себе. Большинство людей в кормовой части промежуточной палубы почти до самого конца оставались на своих местах, боясь разлучиться со своими скромными пожитками. Они надеялись на лучшее и молились Богу. Когда вода проникла в помещение, где они находились, все спасательные шлюпки уже отошли от "Титаника".

Пароход "Берлин", совершая плавание из английского порта Гарвич через Ла-Манш, попал в жестокий шторм и 21 февраля 1907 г. потерпел крушение у берегов Голландии (гавань Хук-ван-Холланд). Огромная волна швырнула пароход на угол каменно-бетонного мола. Внезапность катастрофы и тяжелейшие погодные условия привели к тому, что из 144 человек, находившихся на борту корабля, погибли 129.

29 мая 1914 г. пассажирский лайнер "Эмпресс оф Айрленд" канадской компании возле мыса Нок-Пойнт (залив Св. Лаврентия) столкнулся с норвежским грузовым пароходом "Сторстад". Чудом спасшийся врач лайнера Джеймс Грант вспоминал: "Катастрофа была настолько внезапной, что десятки пассажиров так и остались на своих койках, а другие оказались пленниками в своих каютах, словно мыши в западне,- пассажиры провели на судне всего один день и еще не успели ознакомиться с расположением его помещений. В панике многие не смогли даже найти выход из коридора на верхние палубы. Это в основном и явилось причиной того, что число жертв катастрофы оказалось столь ужасным".

Из 717 пассажиров нижних палуб около 600 не смогли выбраться наверх. Естественно, спущенных на воду шлюпок оказалось меньше, чем нужно. Многие просто попрыгали в воду.

Историк морских катастроф Л. Скрягин так описывает последние минуты "Эмпресс оф Айрленд": "Старший стюард лайнера Август Гаад... с трудом прокрался по накренившейся палубе на мостик. Там стоял, держа рупор в руке, капитан Кендалл.
- Да, приближается, кажется, конец, сэр,- сказал старший стюард.
- Именно, и ужасный к тому же! - ответил капитан.
Это случилось, когда две огромные трубы "Эмпресс оф Айрленд" легли плашмя на воду. Взрыв котла в секунду решил судьбу тех, кто боролся за жизнь в холодной воде или остался запертым в заливаемых водой машинном и котельном отделениях. Более десяти машинистов и кочегаров были обварены перегретым паром... Пар, находившийся под очень высоким давлением, выбросил на поверхность воды из нутра парохода массу обломков железа и дерева. При этом искавшие спасения в холодной воде люди или были обожжены паром, или получили ранения от разлетевшихся обломков. От взрыва котлов лежавший на боку - лайнер содрогнулся, словно в предсмертной судороге. Поднялась высокая волна, она перевернула две перегруженные шлюпки и захлестнула барахтавшихся в воде людей.

Пассажир Джон Блэк из Оттавы, оказавшийся в воде, позже писал: "Ко мне приближалась переполненная людьми шлюпка. Она, идя вдоль борта погружавшегося лайнера, была от меня в нескольких ярдах. Вдруг сверху на нее упала сорвавшаяся с верхней палубы огромная железная рубка. От страха я закрыл глаза и стал молиться. Когда я снова посмотрел, то вместо шлюпки и сидевших в ней полусотни человек я увидел в воде несколько деревянных обломков" [20].

Тех, кто не попал в шлюпки, ждала смерть от холода - температура в заливе Св. Лаврентия не превышала 5 градусов по Цельсию. Общий итог этой трагедии: из 1477 человек, находившихся на борту парохода, погибли 1012 человек.

"Я список кораблей прочел до середины..." - написал когда-то Осип Мандельштам о перечнслении судов в поэме Гомера. Мы можем повторить эти слова по отношению к погибшим кораблям. Чтобы дочитать их список до конца, нужна долгая бессонная ночь.

24 июля 1915 г. экскурсионный пароход "Истлэнд" из-за перегрузки перевернулся у причала реки Чикаго (США). По данным правительства, погибли 835 человек, следственный врач заявил журналистам, что насчитал в городском морге 1300 трупов, а местные газеты утверждали, что число жертв - 2100 человек.

В 1928 г. шторм у восточного побережья США погубил английский грузопассажирский пароход "Вестрис". 159 человек нашли свою смерть в воде.

Французский пароход "Сен-Филибер", затонувший 15 июня 1931 г. в Бискайском заливе у мыса Сен-Жильда, увлек с собой на дно 462 человека.

Крупные морские катастрофы не обошли и нашу страну. В конце августа 1986 г. в двух милях от берега и в восьми милях от порта Новороссийск столкнулись сухогруз "Петр Васев" и пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Сухогруз протаранил пароход, и тот ушел на дно в рекордно короткий срок - за 8 минут. Из 1200 пассажиров погибли 423, а затем, при проведении подводных работ, еще 2 водолаза. Большинство погибших на "Адмирале Нахимове" не успели выбраться из внутренних помещений на палубы. Тем же, кто выбрался, пришлось основательно поплавать в морской воде прежде, чем подоспела помощь. К счастью, вода в это время года была достаточно теплой.

При низкой температуре воды потерпевшие кораблекрушение имеют все шансы погибнуть от переохлаждения, ну а если дело происходит в средних широтах, то здесь подстерегает еще одна опасность - акулы. Называемые морскими ищейками, они могут учуять литр крови, растворенный в миллионах литров воды, обнаружить тот или иной запах за 500 метров от источника, несмотря на сильное течение.

Ночью 28 ноября 1942 г. у восточного побережья Южной Африки был торпедирован транспортный корабль "Нова Скотиа". Погибла тысяча итальянских военнопленных, находившихся на борту, и многие из них нашли свою смерть в пасти акул. Причем, по мнению Дж. Л. Б. Смита (Университет Родса), "акулы предпочитали нападать на живых людей, а не довольствоваться изувеченными трупами" [21].

Когда в ноябре того же 1942 г. во время боя американцев и японцев у острова Гвадалканар был потоплен зенитный крейсер "Джуно", несколько десятков спасшихся на плоту моряков были съедены акулами. Впадавшие от голода и жажды в лихорадку и бред, моряки спускались с плота в воду и становились добычей морских хищников.

Особенно опасно находиться в воде, когда в нее попадает кровь или лимфа. Акулы при этом приходят в неистовство, и ничто, кроме смерти, не может их остановить. Они кусают любой движущийся предмет, а их мощные тела с колоссальной силой бьют по воде, вздымая кровавую пену. Если в этой бешеной свалке будет случайно укушена одна из акул, то ее сородичи набросятся и разорвут ее в клочья.

Австралийский ученый В. М. Копплсон, исследующий поведение акул с 1919 г., утверждает, что акула, хоть раз попробовавшая человеческого мяса, возможно, навсегда приобретает к нему вкус.

Нередки случаи нападения акул на купающихся. В 1952 г. 17-летний гоноша, плававший в 200 метрах от калифорнийского побережья, вдруг заметил акулу. Пловец стал махать рукой, и на берегу поняли, что ему требуется помощь. Тотчас же 5 человек, крепких и сильных, поплыли ему на выручку, прихватив с собой надутую камеру - чтобы юноше, травмированному видом акулы, было легче плыть.

Спасатели доплыли до молодого человека и, окружив его, направились к берегу. Акула, ходившая кругами, вдруг бросилась вперед и смертельно ранила именно этого юношу.

В Австралии крупная тигровая акула, выловленная и помещенная в специальный аквариум, через неделю после поимки отрыгнула человеческую руку, которая сохранилась настолько, что полиция смогла установить по татуировке личность человека, исчезновение которого наделало много шума.

В июле 1916 г. на побережье возле Нью-Джерси (США) бродячая белая акула длиной 2,5 метра за десять дней убила 4 человека, в том числе мальчика, которого она растерзала в 37 километрах от океана, зайдя в реку Мэта-ван-крик.

А всего в мире с 1917 по 1961 г. известно 560 нападений акул на людей, и более 200 из них кончились гибелью человека. Справедливости ради следует отметить, что не все акулы едят людей. Людоедами считаются лишь 12 разновидностей из 250, а самой агрессивной является белая акула (Carcharodon carcharias).

Не так давно социологи установили, что самую большую опасность для людей, спасшихся во время кораблекрушение на плотах в открытом море представляют... сами люди. Даже если на плотах имеется достаточное количество еды и питья, из каждых 100 человек выживают лишь 10. По мнению знаменитого французского путешественника Алена Бомбара, виною этому страх смерти, пассивность, нежелание бороться за жизнь.

Однако в 1982 г. болгарский врач Гаро Томасян провел эксперименты, доказывающие, что причиной упадка сил и гибели потерпевших кораблекрушение является не конкретная угроза смерти, а психические перегрузки, вызванные сосуществованием случайных людей на тесном пространстве.

Много шансов погибнуть и у тех, кто пользуется морскими паромами. Несмотря на то, что маршруты пассажирских паромов проходят в прибрежных водах, до сих пор они тонут довольно регулярно.

В 1987 г. через 11 минут после отхода от пристани Зебрюгге (Бельгия) в Северном море перевернулся паром "Геральд оф фри энтерпрайз". В ледяной морской воде погибли 134 человека, пожелавших совершить однодневную увеселительную поездку. Трагедия произошла из-за того, что не были вовремя закрыты огромные наружные двери, каждая весом 12 тонн. Когда паром на большой скорости (15 узлов) вошел в зону течения, балластные отсеки быстро наполнились водой, грузовая палуба опустилась почти до уровня моря. Морская вода внезапно хлынула через незакрытые наружные двери. Автомобили в грузовых отсеках, сорвавшись с креплений и уткнувшись в борт, накренили судно еще больше. На судне также находились 133 бочки с токсичными веществами (цианидом).

Подобные трагедии происходят и в самых, казалось бы, безопасных местах. В 1989 г. на Темзе, в центре Лондона, вблизи моста Саутуорк был протаранен огромной землечерпалкой небольшой речной трамвай. В течение 2 минут он затонул и погрузился на глубину 8 метров. Произошло это около двух часов ночи.

Один из спасшихся пассажиров рассказывал: "Ночь для сабантуя на реке была отличной. Возможно, именно это обстоятельство и спасло мне жизнь. Я встретился с друзьями и поднялся на борт речного трамвая "Марчионесс" на причале "Чарингкросс". Все мы были гостями человека, зафрахтовавшего судно для прогулки по случаю дня рождения.

Я стоял у носа судна, беседуя с друзьями. Мы плыли уже примерно 20 минут и смеялись над уродливым обликом зданий на берегах, когда внезапно ощутили легкий толчок. Первая мысль, пришедшая в голову,- мы на что-то наткнулись. Но, оглянувшись, я увидел над собой гигантский корпус землечерпалки. Кто-то воскликнул: "Переворачиваемся!" Через несколько секунд наше судно действительно перевернулось.

Мне очень повезло, ибо я стоял у левого борта в момент, когда "Марчионесс" дал крен вправо. Пока речной трамвай переворачивался, мне удалось забраться на корпус. В результате, совершенно сухой, я очутился на боку плоскодонного судна. Вокруг меня не было никого. Остальные исчезли под перевернувшимся теплоходом, в том числе и друзья, с которыми я беседовал. Меня спасло, возможно, то обстоятельство, что я находился на верхней палубе. Те, кто танцевал палубой ниже, оказались в плену. Внезапно я осознал, что "Марчионесс" медленно возвращается в вертикальное положение. У меня промелькнула мысль, что пассажиры смогут выбраться. Затем понял: мне надо как можно скорее прыгать в воду, что я и сделал.

Я вынырнул в нескольких ярдах от тонущего речного трамвая и обнаружил, что меня сносит очень мощный поток. Ухватиться было не за что. Изо всех сил работая руками и ногами, попытался добраться до пришвартованных к противоположному берегу двум баржам. К счастью, я хороший пловец. После очень большого, как мне показалось, промежутка времени я почувствовал под ногами нечто похожее на дно. И я встал во весь рост. Воды было по колено. Тишину нарушали отдаленные крики тонущих пассажиров" [22]. Прогулочный катер "Марчионесс" вмещал 149 человек. 60 из них погибли.

Время от времени приходят новые сообщения о подобных случаях. Так, 19 апреля 1991 г. по меньшей мере 72 человека (в основном нигерийцы) утонули в результате гибели пассажирского парома у западного побережья Африки, в водах Экваториальной Гвинеи.

15 декабря 1991 г. в Красном море затонул, наткнувшись на рифы, египетский теплоход "Салем экспресс", совершавший паромные перевозки между саудовским городом Джидда и Суэцем. Погибло около 950 человек.

В воде гибнут не только жертвы морских и речных катастроф, но в еще большем количестве - купальщики. В водоемах России, например, ежегодно уходят на дно примерно 17 тысяч человек (в том числе в водоемах Москвы - 700). Подавляющая часть неосторожных купальщиков - люди в возрасте от 30 до 50 лет.

Среди известных людей, нашедших смерть в воде, назову лорда Китченера, английского военного министра (его корабль подорвался на мине). Большое количество людей из высших сфер погибло во время крушения "Титаника". Билет через Атлантику в один конец на роскошном лайнере стоил 4350 долларов (по тем временам огромная сумма). Подобную цену могли заплатить лишь очень состоятельные люди. Они и заплатили - мультимиллионеры Джон Джей- коб Астор и Бенджамин Гуттенхайм, просто миллионеры Исидор и Ида Страус, Уильям Картер, издательский магнат Генри Слипер Харпер... Заплатили за свою смерть. Среди других известных жертв "Титаника" - его конструктор Томас Эндрюс, гордившийся непотопляемостью своего детища, и майор Арчибальд Батт, адъютант президента США Г. Тафта.

Купаясь в озере, утонул американский певец Дин Рид (существует версия, что это было самоубийство). А бас-гитарист группы "Rolling Stones" Брайан Джонс захлебнулся водой в бассейне, поскольку влез в него в состоянии наркотического опьянения. Нашел свою смерть в волнах Волги скрипач советской группы "Аквариум" Александр Куссуль. Утонули советские литературоведы Борис Томашевский и Николай Степанов.

В 1969 г. на острове Чаппакуидик сенатор Эдвард Кеннеди съехал на автомобиле с моста в воду. Сам он остался жив, сумев выбраться на берег, но под водой погибла его спутница - молодая женщина Мэри Джо Копечне. Кеннеди сообщил полиции о происшествии лишь через несколько часов. Автомобильная авария стоила сенатору возможности претендовать на пост президента США, поскольку то, что Кеннеди не пришел на помощь даме (неважно, по какой причине), в глазах американцев не имеет оправдания.

Самая знаменитая жертва утопления в средние века - предводитель немецких рыцарей Фридрих I Барбаросса, который утонул, переправляясь через горную речку в Киликии, во время третьего крестового похода.

Рекордное количество погибших на одном корабле - 7700 человек. Они находились на немецком лайнере "Вильгельм Густлофф", торпедированном 30 января 1945 г. у Данцига (Балтийское море) советской подводной лодкой.


* Во время расследования катастрофы владелец "Титаника" пароходная компания "Уайт стар" доказала, что она всего лишь выполняла действовавшее в то время в Великобритании положение о безопасности плавания судов, согласно которому всякое пассажирское судно водоизмещением свыше 15 тысяч тонн должно иметь не менее 16 спасательных шлюпок. Правило это было введено в 1899 г., когда еще не было таких гигантских судов, как "Титаник".

Титаник" --------------------------------------------------------------------------------

Пассажиры ужинали, танцевали, многие уже готовились ко сну. И никто даже не мог предположить, что через несколько мгновений случится катастрофа. Огромный айсберг разрушил миф о непотопляемости "Титаника". Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструкторы, непотопляемый, он и название получил соответствующее - "Титаник". Спущенный на воду с Королевских верфей, "Титаник" ушел в свое первое плавание - и не вернулся. Невиданная катастрофа потрясла мир.

Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тщеславие и гордыня были жестоко наказаны: колоссальный айсберг в считанные мгновения вспорол корпус "Титаника", сделанный из двух слоев стали, и ледяная вода Атлантического океана хлынула в отсеки.

"Титаник" затонул в считанные часы. Оркестр еще играл популярный шлягер, а корабль уже начал погружаться в черные воды океана. Роскошный пароход-гигант считался символом "золотого века", который оборвала первая мировая война. Американский писатель Том Шейлз сказал: "Это был не просто корабль, это была капсула времени, унесшая с собой в могилу весь блеск и тщеславие "золотого века".

Можно ли было избежать чудовищных человеческих жертв при трагедии "Титаника"? Да, утверждают исследователи. Если бы владельцы судоходной линии "Белая звезда" оснастили пароход достаточным количеством шлюпок и плотов, спастись удалось бы не сотням, а, возможно, тысячам пассажиров. Но хозяева даже мысли не допускали, что корабль может затонуть.

Короткая и драматичная жизнь "Титаника" началась в конструкторских бюро судостроительных верфей Харланда и Уолфа в Белфасте, Северная Ирландия. Его создатели, увы, больше заботились о роскоши и скорости, чем о безопасности плавания.

Проектировщики представили "революционный" проект, согласно которому корабль должен был оставаться на плаву при любом происшествии на море. Проект предусматривал создание шестнадцати водонепроницаемых отсеков вдоль корпуса корабля. Переборки между отсеками отличались особой прочностью - такой тип переборок еще не использовался ни в гражданском, ни в военном флоте. Создатели "Титаника" уверяли, что корабль не получит сколько-нибудь серьезного крена, даже если окажутся полностью затопленными два отсека.

Опытнейшие кораблестроители и дизайнеры, инженеры, клепальщики, столяры-краснодеревщики и другие специалисты самоотверженно трудились, создавая самый роскошный корабль в мире. Все на нем поражало и вызывало удивление. Длина "Титаника" составляла 275 метров; четыре огромные дымовые трубы диаметром 6,7 метра каждая словно четыре башни возвышались над этой громадиной, высота которой от киля до тоновых огней равнялась высоте одиннадцатиэтажного дома. Вес корабля составлял 46 тысяч тонн. Специально спроектированные двигатели мощностью в 50 тысяч лошадиных сил позволяли этому гиганту двигаться со скоростью 23 узла в час. Пассажиры первого класса могли, что называется, купаться в роскоши. На корабле для них был сооружен плавательный бассейн - в ту пору новинка в судостроении. Пассажиры могли во время плавания нежиться в турецких банях, заниматься гимнастикой в роскошном спортивном зале, играть в теннис на специальном корте, отдыхать в "версальской гостиной", в "парижском кафе", в пальмовом саду, в многочисленных музыкальных салонах, ресторанах и барах. Для пассажиров первого класса были оборудованы шикарные апартаменты и каюты-люкс, для остальных - удобные каюты второго и третьего класса. Администрация пароходной линии "Белая звезда" широко разрекламировала "Титаник" - самый большой и роскошный корабль в мире. Наверное, поэтому список пассажиров первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк представлял из себя подлинный справочник "Кто есть кто". Там фигурировали фамилии самых богатых и известных людей того времени: финансиста Бенджамина Гугенхейма, прославившегося своей благотворительностью; его именем впоследствии был назван знаменитый музей искусств в Нью-Йорке; совладельца крупного универсального магазина "Мэйсиз" Исидора Штрауса; американского художника Фрэнсиса Миллета и многих других богачей и знаменитостей. Многие из них отправились в путешествие со своими семьями.
Строительство "Титаника" обошлось тогда в 4 миллиона фунтов стерлингов. В сегодняшних ценах - это 100 миллионов - совершенно фантастическая сумма. В свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк корабль отправился под британским и американским флагами 10 апреля 1912 года. На его палубах разместились 20 спасательных шлюпок - на четыре больше, чем требовал Британский кодекс торгового мореплавания, но страшно мало для того, чтобы поместить на них всех пассажиров корабля-монстра.
Первые пять дней, проведенные в открытом море, не принесли команде "Титаника" никаких неожиданностей. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита...

В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!" Одновременно прозвучали три удара судового колокола - предупреждение о надвигающейся опасности. Тридцать секунд спустя произошло столкновение лайнера и ледяной горы. Оно потрясло огромный корабль, обрушив массу ледяных осколков на шикарные палубы из тикового дерева. Из своих кают высыпали пассажиры. Они любовались сказочной картиной: в ночи, под электрическими прожекторами льдины сияли, как алмазы.

Еще никто не осознавал, что произошло, никто не ощутил зловещего дыхания смерти. Люди смеялись, подбирали острые осколки. Надводная часть айсберга по высоте составляла примерно около 30 метров. Можно только попытаться вообразить, как огромно было то, что скрывалось под водой. Айсберг пробил большую брешь в правом борту корабля и легко, как бумагу, разорвал водонепроницаемые отсеки, на которые возлагались такие большие надежды. В гигантский корабль с невероятной скоростью хлынула ледяная вода.

Сначала были полностью заполнены первые пять отсеков, затем вода начала поступать в шестой и седьмой, и постепенно все отсеки были заполнены водой. Слишком медленно до капитана Смита начала доходить невероятность происходящего. Слушая доклады офицеров о катастрофе, он просто не мог поверить своим ушам. А драгоценные минуты уходили впустую. Лишь в полночь капитан приказал пассажирам садиться в шлюпки, а терпящий бедствие корабль подал сигнал "SOS".

Эвакуация сопровождалась многочисленными человеческими трагедиями. Так, Ида Штраус отказалась оставить мужа и занять место в шлюпке. Когда лайнер скрылся под волнами, она приняла смерть вместе с любимым. А вот председатель пароходной линии "Белая звезда", который нес моральную ответственность за тысячи пассажиров "Титаника", не проявил такого мужества. Он прыгнул в шлюпку и... провел остаток жизни, презираемый и осуждаемый всеми, кто его знал.

Узнав о катастрофе, угольный король Гугенхейм и его камердинер Виктор Джиглио надели вечерние костюмы и приготовились к встрече со смертью как истинные джентльмены. Утонули десять миллионеров. Вместе с ними на дно ушли бриллианты и другие богатства, оцененные потом в 4 миллиона фунтов стерлингов.

Из-за нечетких действий команды на палубах "Титаника" возникла паника. На борту помимо шлюпок имелись разборные плоты, на которых могли спастись многочисленные пассажиры, но вовремя их не собрали и хранились они в неподходящих местах.

Когда начался губительный крен корабля, в ночное небо над океаном были пущены сигнальные ракеты - последняя призрачная надежда капитана на помощь проходящих судов. Трудно было рассчитывать на удачу, и все-таки счастливый случай мог помочь обреченным. Вахтенный пассажирского парохода "Калифорния", находившегося в девятнадцати милях от терпящего бедствие "Титаника", заметил сигнальные ракеты.

Но, как это часто случается, судьба не дала жертвам катастрофы последнего шанса. Вахтенный принял сигналы бедствия, призыв о помощи за обычные осветительные огни другого парохода, и "Калифорния" в блаженном неведении дрейфовала в ледяном поле всю ночь. Только в пять часов утра ее капитан решил направиться в подозрительную зону. К тому времени "Титаник" уже давно покоился в своей мрачной ледяной могиле. Самая трагическая судьба постигла пассажиров-иммигрантов, занимавших каюты третьего класса. Находясь в нижних ярусах корабля, они попали в настоящую ловушку, поскольку американская иммиграционная служба приказала закрыть на ключ все двери, ведущие на верхние палубы. К тому времени, когда толпы людей вырвались наверх, большая часть спасательных шлюпок была уже спущена на воду.

Через два часа тридцать пять минут после катастрофы крен "Титаника" составлял почти 90 градусов, то есть корабль практически лежал на борту. А затем суперлайнер исчез под водой, образовав на поверхности моря гигантский водоворот, который втягивал людей и обломки такелажа. Послышалось агонизирующее шипение, море вздули массивные воздушные пузыри, образовавшиеся в результате взрыва паровых котлов - и все закончилось. "Титаник" стал медленно опускаться на четырехкилометровую глубину.
Пароход "Карпатия", принявший SOS, на всех парах летел к месту катастрофы. Прибыл он с опозданием в один час, но успел подобрать людей, которые спаслись на шлюпках. Таких счастливцев, как уже указывалось, оказалось 705 человек.
Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами.
В 1968 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части.

Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькие дети...

Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф.

Просмотров: 997 | Добавил: millennium | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz