Этот способ казни, при котором наступлению смерти пред- шествуют ужаснейшие и зачастую весьма долгие мучения, яв- ляется древнейшим. В свое время он имел, очевидно, религиоз- ный смысл. На протяжении веков он обретал многие формы. О его использовании упоминают Иосиф, Лукиан, Атеней (Athenaus) и другие древние авторы, хотя остаются сомнения относительно точной формы, в которой применялась эта пытка в те далекие дни. Галлонио указывает, что разновидностей ко- лес имелось множество. Помимо того, что тело жертвы ломали на подобии тележного колеса, как это делалось в Средние ве- ка, он также упоминает такую практику, когда преступника привязывали к широкому колесу, напоминающему более ци- линдр, и либо спускали это приспособление вместе с человече- ским грузом со склона холма или горы, либо катили его по вко- панным в землю железным шипам. Иногда шипами оснащали и само колесо. Согласно Гримму, одно время в некоторых стра- нах было принято возить по телу жертвы тяжелые крытые по- возки до тех пор, пока не будут переломаны все кости. Колесование широко применялось в Европе как мера наказа- ния преступников, особенно в XVIII веке. Трудно вообразить более жестокий и отталкивающий способ отнять у человека жизнь. Преступника укладывали спиной на самое обычное те- лежное колесо и прочно привязывали к спицам. Нередко вмес- то колеса использовали деревянные доски, сколоченные в гру- бое подобие колеса, или довольствовались парой балок, скреп- ленных в форме андреевского креста. Палач, вооружившись ку- валдой, железным брусом или тяжелой дубинкой, ломал жерт- ве одну за другой руки и ноги, нанося в конце концов coup de grace в область живота. В некоторых случаях зверская жестокость судей проявляла себя в вынесении приговоров, предусматривавших продление срока страданий, которые предстояло перенести осужденному до того, как их прекратит смерть. Так, 86-летнего Джона Ка- ласа из Тулузы по подозрению в убийстве или соучастии в уду- шении собственного сына Энтони, приговорили подвергнуть пыткам с целью принуждения к выдаче соучастников, после чего «изломать заживо на колесе, нанеся последний удар после того, как он пробудет на нем два часа, а его тело сжечь в прах». Бывали случаи, когда таким способом казнили женщин. М. де ла Плейс упоминает, что в Брюсселе он видел, как на коле- се ломали молодую женщину, обвиненную в убийстве мужа. Учи- тывая принадлежность к слабому полу, ей по ее просьбе разреши- ли надеть перед казнью блузу и панталоны из белого атласа. Брайан Эдварде описывает казнь подобного рода, которая происходила под окнами арендуемой им комнаты 28 сентября 1791 года во время мятежа в Сан-Доминго. Двух человек ло- мали на подобии креста из "двух досок. Одному из них переби- ли руки и ноги в двух местах каждую, а потом прикончили ударом в живот. Второму повезло меньше. Сломав ему руки и ноги, палач приготовился нанести смертельный удар, но тол- па остановила его криками «Стой!» и не дала ему закончить свое дело. Собравшиеся привязали мучающегося от боли уз- ника к тележному колесу и подняли его в воздух, вкопав сво- бодный конец оси в землю. Полюбовавшись его страданиями и позлорадствовав от души, они разошлись. Можно только га- дать, как долго длились бы муки этого несчастного, потому что «через сорок минут какие-то английские матросы, наблю- давшие за трагедией, придушили его из сострадания». Согласно Стедмэну, колесование заживо было одним из способов казни рабов, который практиковался в Суринаме во время его посещения Гвинеи в конце XVIII столетия. Од- ну из таких казней он наблюдал собственными глазами. В данном конкретном случае coup de grace, или смертельный удар, который был характерен для Европы и прекращал пыт- ку, не наносился. После того, как негра надежно привязали к деревянному кресту, палач, тоже негр, отрубил топором преступнику левую руку. Затем он взял тяжелый железный брус и сильными ударами «размозжил ему кости вдребезги, так что мозг, кровь и осколки разлетелись по всему полю». После этого веревки развязали. Еще живой преступник «сполз с креста, упал на траву и осыпал их всех проклятья- ми». Потом он взмолился, чтобы ему отрубили голову, но в этой просьбе ему было отказано. Еще шесть часов он продолжал жить в страшных мучениях, по истечении кото- рых смерть избавила его от страданий, но лишь потому, что бедняге посочувствовал один из стражей и раскроил ему го- лову прикладом мушкета.
|