Из всех пыток, которые процветали во времена могущества Рима, ничто не может даже приблизиться к дьявольской изощ- ренности и ужасу, к которым принуждали гладиаторов для раз- влечения народа. Гладиаторские представления в Древнем Риме обрели некую даже известность и славу, дожившие до наших дней. Их жестокость по большей части замалчивалась или с тече- нием времени умышленно изгонялась из памяти, так что сегодня для среднего англичанина или американца они служат доказа- тельством любви римлян далекого прошлого к спорту. Отрица- тельные оценки их истинной природы встречаются весьма редко. В этих показательных боях люди должны были сражаться с дикими зверями или друг с другом. Гладиаторы, окутанные ро- мантическим ореолом, не были, вопреки расхожему мнению, добровольными участниками, в нетерпении ждущими возмож- ность продемонстрировать свою силу, мастерство и мужество. Они не были даже платными участниками. Они были пленни- ками, преступниками, правонарушителями и т.д., приговорен- ными к смертной казни. Гладиаторские представления были на- значенным им способом приведения этого приговора в исполне- ние. Способом таким же надежным, как если бы их повесили или расстреляли. От всех других способов казни этот отличал- ся лишь тем, что был несравнимо более жесток и подвергал при- говоренного пыткам, не поддающимся никакому описанию. Предположение, что у человека, которого заставили принимать участие в таком бою насмерть, появлялся какой-то шанс выйти из него живым, есть порочное заблуждение. Такого шанса у не- го не было. Его страшная смерть под восторженные аплодис- менты публики была предопределена. Так что нет ничего удиви- тельного в том, что власть предержащим приходилось бдитель- но следить за приговоренным к смертной казни и принимать все меры предосторожности с тем, чтобы он не совершил самоубий- ства до того, как придет его время участвовать в гладиаторском спектакле, и не лишил бы тем самым их садистского наслажде- ния . Зачастую, несмотря на все эти предосторожности, ему уда- валось лишить себя жизни. Один такой известный случай про- изошел, когда Симмакий приказал нескольким заключенным сражаться в честь своего сына. Они задушили друг друга, лишь бы избежать уготованной им участи. В амфитеатрах появлялись почти все разновидности диких зверей, В боях не на жизнь, а на смерть на людей натравлива- ли львов, медведей, леопардов, тигров, пантер и волков. Чело- век с самого.начала оказывался в безнадежно невыгодном по- ложении. Во многих случаях, когда их противникам станови- лись волки или бешеные псы, людей привязывали к столбам подобно тому, как тысячу лет спустя станут привязывать мед- ведей и быков для услажденияанглийской публики. Некото- рые встречали свою неминуемую смерть мужественно и смело и бились изо всех сил, как только могли. Другие, послабее те- лом и духом, отказывались выходить на арену, в каковом слу- чае их пороли бичом до тех пор, пока они не передумывали, или просто выталкивали взашей к ждущему добычи зверью. Когда запас преступников или пленных иссякал, вместо них закупали рабов. Ведь нельзя было лишать зрелищ многолюд- ную аудиторию, регулярно заполнявшую амфитеатры. Иногда сражаться на арене принуждали и женщин. Нерон, садист из садистов, как рассказывают, упивался такими зре- лищами. Согласно Марсию (Martial), был случай, когда жен- щину изувечил лев. Он же приводит пример, когда грабителя пригвоздили к кресту, где его и разорвал на куски медведь. Во всех случаях наблюдать их смерть было страшно. И за очень редкими исключениями еще задолго до конца жертвы начинали молить даровать им быструю казнь как милость.