Millennium
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 148
Главная » 2008 » Январь » 4 » Пытки свободных граждан
Пытки свободных граждан
14:17

В так часто повторяемом разными авторами утверждении, что пыткам (guaestio) в Греции и Риме
подвергались исключи- тельно рабы, мы видим еще один пример того, как историки и другие были введены в заблуждение узким определением пыток только как способа принуждения к признанию вины. Хотя в Греции, например,
пытки с целью получения свиде- тельских показаний или признания к свободным гражданам никогда не применялись,
в качестве меры наказания им под- вергались представители всех классов. Аристофан упоминает колесование, которое часто использовалось в этих целях. Также регулярно применялась и дыба. Согласно Полибию, ти- ран Набис использовал печально известное орудие пыток в виде футляра, напоминающего формой женскую фигуру (прототип «Девы Марии» времен испанской инквизиции и Jungfernkuss в средневековой Германии), в котором жертву сжимали и стискивали до тех пор,
пока она не откупалась деньгами (см. также главу 22). В Риме свободный человек ни при каких обычных обстоя- тельствах
не мог быть подвергнут пыткам для принуждения к признанию. Исключение составляли лишь те случаи,
когда кого-либо обвиняли в государственной измене. Применение пыток к подозреваемым или обвиняемым в данном конкрет- ном преступлении впервые было одобрено Аркадием Кариси- ем (Arcadias Charisius). Гиббон высказывает мнение,
что рас- пространение применения пыток на случаи государственной измены привело к буквальному аннулированию принципа,
ко- торый подразумевал, что свободные люди не подлежат guaestio за исключением связанных с такими предположи- тельно
редкими преступлениями дел, поскольку подвести множество самых разнообразных преступлений под эту до- статочно расплывчатую категорию было сравнительно про- сто.
Государственная измена, отмечает Гиббон, «включала в себя любое преступление, какое только хитроумные и ко- варные законники могли усмотреть во враждебных намере- ниях», высокое положение обвиняемого его отнюдь не спаса- ло, так как считалось, что в случае государственной измены все оказываются в равном положении.
То же самое лишение всех прав на иммунитет, обусловленных официальной долж- ностью или благородным происхождением,
наступало и в слу- чаях обвинения в колдовстве.
За некоторыми исключениями свободный человек мог быть подвергнут пыткам и за ряд других преступлений.
Женщина, обвиненная в отравлении своего мужа, могла предстать перед guaestio,
то же самое могло произойти и с любым уличенным в даче противоречивых свидетельских показаний.
Во времена Правления Северия пытки могли быть применены к виновному в супружеской неверности,
при Максимии под guaestio подпа- дали случаи кровосмешения, а при Константине — колдовст- во и магия.
Наиболее примечательные исключения в случае любых преступлений, кроме вышеупомянутых колдовства и государственной измены, составляли аристократия, священ- нослужители, беременные женщины, солдаты и дети до че- тырнадцати лет.
Применение пыток, однако, ограничивалось лишь теми, кто был действительно обвинен в том или ином преступлении, им не подвергали свидетелей, а также заклю- ченных до начала самого суда.
Следует отметить, что всякий, кто выдвигал обвинение в государственной измене другого, но оказывался неспособным его доказать, мог быть сам под- вергнут guaestio.
Переходя к пыткам как мерам наказания, мы обнаружива- ем, что их применение получило широкое распространение. В некоторых случаях они сами по себе представляли всю меру наказания, в других — служили лишь ее частью, предваряя изгнание либо смертную казнь.
Во времена Республики част- ные лица были наделены правом подвергать пыткам своих должников, заключая их в свои личные тюрьмы и применяя к ним любые, не влекущие за собой смерть, формы пыток до тех пор, пока долги не будут погашены. В частности, особо жесточайшими пытками наказывались преступления против Церкви.
Юстиниан специальным декретом ввел наказание пытками виновных в оскорблении священника или епископа в церкви. В некоторых случаях такое наказание принимало форму нанесения увечий.
На начальном этапе ступни и кисти ампутировались in toto(в целом), однако Юстиниан несколько смягчил жестокость этого закона, ограничив меру наказания ампута- цией только одной кисти.
Согласно теодозианскому кодексу (Theodosian Code), всякого, осужденного за ересь, могли под- вергнуть порке бичом с утяжеленными свинцом ремнями (con- tusus plumbo). Кроме виновных в данном конкретном пре- ступлении или других некоторых преступлениях перед Церко- вью, а также в супружеской неверности» которая каралась поркой и ампутацией носа, свободные люди наказанию бичом не подвергались. Это было наказание для рабов —.
знак тако- го несмываемого позора и унижения, что средний римлянин предпочитал бичеванию смерть.

Просмотров: 884 | Добавил: millennium | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz