Переход от пыток как религиозного обряда к пыткам в качестве меры наказания Едва ли удастся обнаружить какое-либо племя дикарей или первобытный народ, что не практиковал бы пытки в своих ре- лигиозных .обрядах или в качестве меры наказания. Типичное для образа жизни дикарей сходство с повадками зверей обус- ловливает их грубость и жестокость, которые приводят в ужас современный цивилизованный мир. Эта фундаментальная близость к природе является причиной того, что применяемым такими племенами дикарей пыткам не хватало изобретатель- ности и изощренности, свойственных пыткам, придуманным цивилизованными и полуцивилизованными народами. Во многих частях мира мучительство захваченных во вре- мя военных действий противников считалось неизбежным. Зачастую таких пленников приносили в жертву богам. При- знание столь многими племенами и народами необходимости человеческих жертвоприношений (см. главу 5) и стремление обеспечить большое число жертв для утоления приписывае- мой их богам жажды крови вело, с одной стороны, к расши- рению карательных мер в уголовном кодексе внутри самой страны и к непрестанным набегам на враждебную страну — с другой. Пытки и мучительная смерть считались среди представителей враждующих племен настолько неизбежны- ми, что во многих случаях они предпочитали живыми не cда- ваться. Ацтеки в Мексике неизменно приносили всех плен- ников в жертву своему богу Теекатлипоке (Tezcatepoca). И погибали те страшной смертью. Пленника укладывали спиной на жертвенный камень. Жрецы крепко держали его за руки и за ноги. Облаченный в пурпур палач рассекал ост- ро заточенным инструментом грудную клетку жертвы, про- никал в рану рукой и вырывал горячее пульсирующее серд- це. Иногда для того, чтобы разнообразить такую процедуру, до извлечения сердца несчастному методично отсекали по частям руки и ноги. В Перу, свидетельствует Пикар (Picart), племена анти приносили в жертву лишь знатных пленников, простолюдинов убивали на месте без всяких церемоний. Обреченного на жертвоприношение раздевали донага, привязывали к столбу и принимались срезать или отрубать остро отточенными крем- ниевыми ножами различные части тела. Начинали обычно с грудей, ягодиц, бедер, икр и других мясистых частей — во многом подобно тому, как действовал китайский палач во вре- мя пытки, известной как «Смерть от тысячи порезов». Жерт- венный и магический факторы в данном обряде племен анти имели выдающиеся важность и значение — мужчины, жен- щины и.дети окунали пальцы в кровь жертвы и мазали ею свои тела. Кормящие матери смачивали этой жертвенной кровью соски грудей, чтобы младенцы могли впитывать ее вместе с материнским молоком. Принятые среди дикарей теософские обряды, обряды по- священия и другие редко обходятся без пыток. Бездушное от- ношение первобытного человека к кровопролитию, отсутствие сочувствия к страданиям и: безразличие к самой смерти пре- красно согласуются с проявлением стоицизма перед лицом опасности или мучений. В ряде случаев такой стоицизм, или мужество, прививаются сознательно и намеренно. Юно- шей приучают не только переносить трудности и опасности, но и подвергают особым тяжким испытаниям, призванным ук- репить в них стойкость и силу духа терпеть даже самую непе- реносимую боль. Малейший признак трусости или слабости в ходе испытаний, или обряда посвящения, как их называют, вызывает презрение наблюдателей, и такому юноше уже ни- когда не поднять головы от стыда и позора. Его могут даже навсегда изгнать из племени; И хотя в большинстве случаев посвящаемого принуждают пройти испытания, он осознавая неизбежные последствия отказа, соглашается на них добро- вольно, и поэтому пытки здесь превращаются в самоистязание в буквальном смысле слова.
|